Главная » 2012 » Октябрь » 25 » Выставка живописных работ Леонида Романовича Астафьева (1931- 2004)
23:58
Выставка живописных работ Леонида Романовича Астафьева (1931- 2004)

С 15 октября по 28 ноября  этого года в фойе конференц-зала Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., д.12) открывается выставка   живописных работ Леонида Романовича Астафьева (1931- 2004).

Леонид Романович Астафьев  - художник, реставратор  живописи, проработавший в.Государственной Третьяковской галерее почти 50 лет.

Семья Леонида Романовича была тесно связана с Третьяковской галереей.   Его отец   до войны работал реставратором, а семья жила тогда жили  во флигеле Галереи у своих родственников Федоровых, потомственных реставраторов, старший из которых Алексей Куприянович начинал работать в галерее при П.М.Третьякове.


Астафьев вырос во дворе Галереи,  а ее залы и реставрационные мастерские были для него повседневной, но увлекательной действительностью. Его представления о прекрасном с ранних лет воспитывались  на русской живописи.  В 1948 году он поступил в Московское областное художественное училище «Памяти 1905 г.». Круг  интересов Леонида Романовича был очень широк  помимо живописи,  он включал  аэроклуб, спортивные занятия, студию вокального и особенно балетного искусства. Для дипломной работы в Училище он избрал сюжет на балетную тему, чем огорчил своего педагога В.Н.Бакшеева, особо  ценившего пейзажи своего ученика. В то время балет преобладал в сфере увлечений Астафьева. После окончания Художественного училища, он, выдержав серьезный конкурс, был принят в экспериментальный класс сольного танца Хореографического училища при Большом театре. С 1953 по 1956 годы Астафьев занимался в балетных классах,  изучал историю музыки, театра, которые преподавал Ю.А.Бахрушин, танцевал в кордебалете Большого театра, даже участвовал в съемках фильма-балета «Ромео и Джульетта»(Мосфильм, 1954 г). Занятие балетом оставил глубокий след в его личности, способствовало более глубокому пониманию искусства.

Но любовь к живописи одержала верх. В 1956 году он приходит в живописный отдел реставрационных мастерских  Государственной Третьяковской галереи, где  работал до последних дней своей жизни.

Астафьев очень быстро влился в музейный коллектив. В Галерее десятками лет работали замечательные сотрудники, тонкие знатоки искусства и музейного дела. Стремление Леонида Романовича учиться и совершенствоваться, его любовь к галерее были оценены по достоинству. За долгие годы работы в мастерской через руки Астафьева пошли многие и многие картины Третьяковской  галереи.

Сопровождая художественными выставками, Астафьев объехал  бесчисленное количество городов нашей страны, побывал почти во  всех  странах мира, и везде у него оставались друзья-музейщики реставраторы, художники.

Со своими коллегами по мастерской он разрабатывал методики, которые применялись при реставрации  таких шедевров, как картины  В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», при восстановлении монументального панно М.И.Врубеля «Принцесса Греза»,  театральных панно М.Шагала. Тот же коллектив реставраторов галереи  возрождал после пожара декоративные панно М.А.Врубеля «Утро», «Полдень» и «Вечер», пострадавшие после пожара особняка архитектора Ф.Шехтеля на Спиридоновке в 1995 году. Высокий профессионализм этих работ был отмечен у нас в стране и международным сообществом реставраторов.

За свою работу Леонид Романович получил звание художника-реставратора высшей категории, звание Заслуженного работника культуры РФ. Он представлял галерею в Государственной комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры.

В свободное время в в 1970-х годах группа реставраторов и Леонид Романович занимались реставрацией монументальной живописи и икон в действующих церквях. Они работали в церкви «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, в церкви «Покрова  Пресвятой Богородицы» в Лыщиковом переулок и в церквях Московской области, Решение о восстановлении храма Святителя Николая было встречено Астафьевым с радостью. Он и его коллеги активно участвовали в обсуждении вопросов реставрации и восстановлении храма, который впоследствии стал домовой церковью Галереи.

Творческая одаренность Астафьева позволила ему выйти за рамки профессии и стать самостоятельным художником. Его искусство, как и его жизнь, было связано с традиционной, подлинно московской культурой. Фактически его учителями стали художники, с произведениями которых он общался  каждый день -  И.И.Левитан, К.А.Коровин, В.Д.Поленов, В.А.Серов. Его пейзажи полны созерцания и тишины. пронизаны восхищением  красотой мира. И в жизни, и в искусстве Астафьев стремился к поиску гармонии.

У Л.Р.Астафьева, в его пейзажах мы часто встречам изображения храмов. В одном из его ранних произведений «Пригнали стадо» - мы видим, освещенный уходящим солнцем, храм с колокольней. В более поздние годы его вдохновлял Успенский собор в Звенигороде, величественно стоящий на высоком берегу. В картине, отобранной в фонды Третьяковской галереи – «Ока близ Бехово» - в таком знакомым по картинам других художников повороте реки Оки, Астафьев успел увидеть  и написать часовню – декорацию к картине «Накануне» по повести И.С.Тургенева, которая так гармонично вошла в пейзаж, и помогла сделать его монументальным произведением.

Работы Л.Р.Астафьева находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, и Государственного Дарвинского музея, Долгопрудненского историко-художественного музея, в собрании посольства Индонезии в Джакарте и в частных собраниях.

Первая персональная выставка Л.Р.Астафьева состоялась после его смерти в 2005

году в залах Третьяковской галереи,  затем его выставки прошли в 2006 году в Долгопрудненском историко-художественном музее,  в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее В.Д.Поленова, и в 2009 году – в Государственном Дарвинском музее совместно  художником- керамистом Н.Н.Полянской.

Выставка произведений Л.Р.Астафьева и вышедший из печати альбом «Леонид Романович Астафьев. Жизнь и творчество» приурочены к его 80-летию.  


Просмотров: 1228 | Добавил: admin
| Вход