Сайт Москворецкого благочиния, викариатства ЦАО  г. Москвы
 Р   у   с    с    к    о    й            П   р   а   в   о   с   л   а   в   н   о   й            Ц    е    р    к     в     и



Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке

Церковь звестна с 1625 г. по патриаршим книгам, деревянная. Стояла она не на нынешнем месте, а среди мостовой, где до 1928 г. была каменная часовня. В 1709 г., весной, подмыло гору, и велено было храм перенести на взгорье. 10 июня 1711 г. в юго-восточ­ном углу трапезной устроен придел Гурия, Самона и Авива. Главный храм известен с 1713 г., освящен 12 июля 1717 г. В 1754 г. была выстроена ве­ликолепная нынешняя ограда с желез­ными решетками. Придел Димитрия Ростовского в северо-восточном углу трапезной известен с 1772 г. В 1791 г. сооружен новый величественный ико­ностас по проекту В.И.Баженова. В середине XIX в. он разобран из-за то­го, что загромождал сравнительно не­большую церковь, и сделаны новые ампирные иконостасы приделов. Новое освящение было 30 сентября 1862 г. В 1928 г. вместо прежнего поставлен иконостас 1705 г. из церкви Трех Свя­тителей у Красных ворот.


В 1708 г. Петр I проезжал весною по Якиманке, увидал затопленную во­дой церковь Иоанна Воина, стоявшую на низменном месте, и распорядился построить ее вновь на возвышении; сам прислал план для храма и денеж­ный вклад на построение. Церковь на­чали строить в 1709 г. и окончили в 1717 г.. На старом месте постав­лена памятная часовня, разрушенная после 1917 г. Церковь построена на средства при­хожан. По преданию, выстроена по проекту, утвержденному Петром I, в честь побе­ды русских войск под Полтавой.



Церковь выстроена в 1709 - 1717 гг. (трапезная и колокольня, как полагают некоторые исследователи, не одновре­менны храму). По преданию, сооружена на вклад Петра I и по его распоряже­нию, с использованием его чертежа. Сходство ряда деталей церкви (полу­круглые фронтонные завершения посе­редине карниза, пилястры на ребрах восьмерика, волюты, балконы с балюст­радами, обрамления порталов) с дета­лями Меншиковой башни, а также высокие художественные достоинства памятника позволяют приписывать его И.П.Зарудному. Церковь Иоанна Воина принадлежит к числу лучших произве­дений раннепетровской архитектуры в Москве. Внутри храма создается обшир­ное внутреннее пространство. Иконо­стас был выполнен в начале XVIII в. Ограда храма с красивой кованой ре­шеткой относится к 1746—1758 гг.


М.Ильин в своих путеводителях «Мос­ква» (два издания - 1963 и 1970 гг.), а также в других книгах писал, будто бы в церкви Иоанна Воина стоит иконостас из церкви Воскресения в Кадашах - од­нако это утверждение ошибочное, им же самим исправленное в 1979 г.



В панораму показа произведений ис­кусства включается и один из прекрас­ных архитектурных памятников Москвы XVIII столетия - здание церкви Иоан­на Воина в Якиманском переулке, ко­торое как бы парит над низменным москворецким берегом. Как и многие старинные русские церкви, она была по­ставлена на выгодном для обозрения месте, выбранном, по преданию, самим Петром I.


В 1709 г. было начато строительство и через четыре года закончено вчерне; внутренняя отделка продолжалась до 1717 г.



Этот храм - один из тех архитектур­ных памятников, которые, по выраже­нию И.Э.Грабаря, сотворены «мощной архитектурной волей». Он выделял в Москве целую группу почти идентич­ных памятников - Меншикову башню, собор Заиконоспасского монастыря, церковь Иоанна Воина и некоторые другие, построенные в начале XVIII в., предполагая, что в их проектировании принимал участие один и тот же архи­тектор - И.П.Зарудный. Все они харак­теризуются использованием новых декоративных форм - волют, полукруг­лых завершений карнизов, при сохране­нии основных объемных построений, свойственных русской архитектуре предшествовавшего периода.


В 1754 г. церковь Иоанна Воина была окружена изящной оградой - кованый растительный орнамент как бы оплетал  металлические стержни между каменными столбами. В доме священника в 1848 г. жил художник А.К.Саврасов. Церковь обновлялась в 1895 г.  При храме с 1804 г. была богадельня на 8 женщин. Доныне сохранился «дом богадельни 1805 г. и дом причта - оба по ул. Димитрова, 48.



6 апреля 1922 г. в храме были изъято 10 пудов 22 фунта золотых и серебря­ных изделий.


В начале 1924 г. в храме Патриарх Тихон рукоположил бывшего ректора Рязанской семинарии во епископа Мо­жайского.


Существующий ныне архитектурный ансамбль создан в XVIII в. в стиле ран­него русского барокко. В 1709 г., в па­мять Полтавской победы, на Большой Якиманке, на месте старой церкви, до­кументально известной с 1625 г., был заложен новый каменный храм. Строи­тельство велось по проекту русского зодчего Ивана Зарудного и было закон­чено в 1713 г. Освящена церковь 12 июля 1717 г. Патриаршим Местоблю­стителем Митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским).


Главный алтарь храма посвящен свя­тому мученику Иоанну Воину (память 30 июля/12 августа), Небесному покрови­телю живших в этой округе (Стрелецкой слободе) в начале XVII в. стрельцов.


В церкви два придела. В 1711 - 1717 гг. устроен правый придел - во имя святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября), в 1772 г. - левый, во имя свя­тителя Димитрия, митрополита Ростов­ского (1709; память 28 октября/10 ноября и 21 сентября/4 октября).


Главные святыни храма - частицы мощей святой великомученицы Варвары (память 4/17 декабря), 150 святых Все­ленской Церкви и в земле Российской просиявших, а также частицы Гроба Господня и земли от Гроба Господня, Ризы Господней и Камень из реки Иор­дан.


Резной иконостас, созданный в 1705 г., перенесен сюда в 1928 г. из церкви Трех Святителей у Красных ворот.


Храмовая икона "Всемилостивого Спаса Смоленского" была некогда над- вратной иконой Фроловских ворот Мо­сковского Кремля, известных как Спасские.


С 1754 г. храм окружает кованая ба­рочная ограда.


В 1969 г. М.Л.Богоявленский записал со слов старой прихожанки, что в 1922 г. священник этой церкви о. Хри­стофор был арестован при изъятии цер­ковных ценностей - его взяли на квартире, когда он пил чай и успел лишь попросить: «Дайте хотя бы допить чай». Вскоре его расстреляли. Это о. Христофор Надеждин, ум. в мае 1922 г.


В отдельном киоте у южной стены Дмитровского придела установлен пере­деланный из разрушенной церкви Иоакима и Анны, стоявшей на той же улице, храмовый образ св. Богоотец Иоакима и Анны с 80 житейными клей­мами в два ряда.


В храме есть чтимый образ великому­ченицы Варвары с частицей ее мощей, а также образ Спаса Смоленского, по преданию, со Спасских ворот Кремля. 1 мая 1984 г. дом - богадельня церкви Иоанна Воина, стоявший на государст­венной охране вместе с церковью под № 14, был преступным образом снесен при расширении ул. Димитрова. После того, как гос. инспекция по охране па­мятников подняла вопрос о наказании виновных, стройтрест пообещал лишь «построить новую богадельню церкви» (в то время, когда она до сноса уже ей не принадлежала, перейдя в руки ре­ставрационной организации). Кроме то­го, было сообщено, что богадельню снес неизвестно кто по собственному почину и следов его найти невозможно.


Так как история приобрела широкую огласку, были опубликованы полулож- ные газетные реляции: см., например, Людмила Солнцева. Ограда «переехала» (Московские новости. 1984.23 сент.), где, в частности, сказано следующее: «Улица Димитрова расширяется на всем протя­жении от Октябрьской площади до Б.По­лянки, и ограда церкви мешала реконструкции, — рассказал начальник технического управления Главмосстроя Анатолий Карабанов. — Было принято решение ее сохранить, передвинув в глу­бину квартала. Центром работ стали во­рота, вес которых 150 тонн. За неполных два рабочих дня они медленно «перееха­ли» на 35 метров. Теперь предстоит разо­брать 18 кирпичных столбов, держащих уникальную решетку, и возвести новые».


В настоящее время храм по своему местонахождению прямо напротив по­сольства Франции (в бывшем особняке Игумнова на другой стороне Якиманки) получил дополнительное прозвание «во французах».


Здание храма вместе с оградой и дву­мя воротами стоит на государственной охране под № 14. На колокольне остался хороший набор колоколов, в ко­торые регулярно звонят.


О проблемах приходской жизни в со­временном городе настоятель храма Иоанна Воина в Москве протоиерей Ни­колай Смирнов рассказывает:

- Что такое нынешняя приходская жизнь? Но что есть приход вообще? Об­щина христиан, центром которой явля­ется храм, а суть приходской жизни - богослужение.


Читать далее >>




     Отдел взаимодействия

     Социальное служение

     Образование

     Миссионерская работа

     Молодежная работа


ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

 >> В архив новостей <<

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Сайт Московской епархии

Центральное и Южное викариатства города Москвы

Москворецкое


благочиние
___________________

Поиск


| Вход