Сайт Москворецкого благочиния, викариатства ЦАО  г. Москвы
 Р   у   с    с    к    о    й            П   р   а   в   о   с   л   а   в   н   о   й            Ц    е    р    к     в     и


Вопрос: «Иногда насчет своего верования можно услышать – это не Православие». Я не совсем понимаю, от кого услышать, от неверующих или от верующих?

- Нет, схимник может выслушать и так ответить. Ну, а как исповедовать Православие, чтобы это было именно Православие?

- Что значит – не Православие? Если мы выполняем все уставы, все правила – это одно, понимаете? Но вообще мало кто выполняет все это, потому что, во-первых, это не так-то просто, а во-вторых, у каждого своя мера, и ее Один Бог знает.

Знаете, есть такие трогательные примеры, предания. Как-то один человек паломничал. Он шел и увидел пастуха, который пас стадо. А был уже вечер, и пастух разжег костер. Этот человек подошел, присел к костру рядом с пастухом и спросил его: «Ну, как ты живешь, какие правила соблюдаешь?» Пастух отвечает: «Да я ничего не знаю». «Ну, а какую жертву Богу ты приносишь? Ведь жертва Богу – дух сокрушен». Тот говорит: «Да, да, дух сокрушен. Я подою козочку, налью в блюдечко молочка и даю Господу. И Господь мое молочко принимает. Я утром прихожу, а молочка нет», - вот какое у пастуха было Православие.

А паломник ему говорит: «Да что ты? Бог – Дух, что, Он молоком твоим будет питаться? Ты же язычник, какой ты православный?» А пастух говорит: «А давай посмотрим». Налили в блюдечко молока и наблюдают. Прибежала лисичка, слизала молочко и убежала. Пастух расстроился: «Все, я не православный».

Паломник пошел дальше. Шел-шел, утомился, прилег отдохнуть и уснул. Во сне ему говорит Господь: «Зачем ты расстроил пастуха? Это Я послал лисичку». То есть вот какое бывает Православие – в простоте сердца. И таких примеров много. Помните, три человека оказались на острове, ни одной молитвы не знают и молятся так: «Трое вас, трое нас, помилуй нас». А сами бегут по воде и сокрушаются, что забыли молитву «Отче наш».

Понимаете, я – человек грешный. Я не могу сказать: «Вот этот православный, а этот не православный». Только духовные люди могут так рассуждать, а я не духовный.

Вот вопрос посложнее. «Сейчас ведется дискуссия о том, к какому мироустройству нужно стремиться в нашей земной жизни. Некоторые люди предлагают христианский социализм, кто-то считает, что капитализм не мешает устроить общество, есть люди, которые говорят, что царь – это лучший правитель. Какой лучше выбрать строй для спасения?»

Ну, во главе нашего государства был православный царь. Что такое социализм, мы уже немножечко знаем, но к чему стремились при этом строе – неизвестно. Может быть, некоторые достигли того, чего хотели, но ненадолго.

Как-то моему папе задали вопрос: «Вот вы почитаете Иисуса Христа Богом. Может быть, через тысячу лет Ленина будут так же почитать?» Папа ответил: «Иисуса Христа от начала до сих пор почитают Богом, а что будет через тысячу лет, я не знаю».

Однажды у меня в деревне спросили, построим мы коммунизм или не построим. Это было почти 40 лет назад, тогда отвечать на этот вопрос было опасно. Кстати, этот же вопрос был задан отцу Мисаилу в тюрьме, и он с 3-х классным образованием, с начальной школой, зарубил их на месте.

Он сказал, что строить коммунизм – бесполезное занятие. «Так Вы что, против советской власти?» - «Нет, не против, потому что всякая власть от Бога». – «Так мы построим коммунизм?» - «Не построите». - «Почему же?» - «А такой эксперимент уже был у первых христиан, но они недолго протянули. Поэтому я не советую экспериментировать».

Так вот, когда мне в деревне задали этот вопрос, один мужик увидел, что я, молодой батюшка, растерялся, и помог мне. Он послушал и говорит: «Я думаю, что коммунизм построить можно, но он просуществует не больше недели. За неделю все сожрут, выпьют, и на этом все кончится». Вот так по-простому рассудил этот человек. Конечно, он не знал ни о каких базисах, ни о каких надстройках, но он одним ударом поставил все на место.

Я думаю, что все-таки царский помазанник, конечно, лучше, Божье всегда лучше. Когда появилось новое правительство, отца Николая спросили: «Батюшка, как Вы относитесь к новому правительству?» Он сказал: «А ему есть, кем управлять? Царь-то есть, но есть ли у него подданные?»

Как-то ко мне приехали три высокопоставленных человека: один из правительства Москвы, другой – из ФСБ, а третий генерал. Это давно было, я сейчас уже не помню их фамилий. Они стали говорить, что нужно спасать Россию. Дело это хорошее, конечно. Я у них спросил: «Вы-то хоть православные?» - «Да, мы православные». - «А венчаные?» - «Да нет, как-то не пришлось повенчаться».

Я говорю: «Да как же это? Страна православная, в ней живут православные люди, а семьи-то у вас не православные. Нужно вам повенчаться». - «Хорошо, хорошо». Мы обменялись телефонами. Прошла неделя, вторая – молчание. Я звоню: «Да Вы знаете, жена никак не соглашается». Я говорю: «Знаешь, милый, ты с женой не можешь справиться, а хочешь всю Россию повернуть».

Знаете, есть анекдот про Иванушку-дурачка. Запустил он стрелу, и стрела прилетела к лягушке. Лягушка ему говорит: «Я любое твое желание исполню». Иванушка подумал, что он все-таки не эгоист, и говорит лягушке: «Помири Боснию с Герцеговиной». - «Ой, нет, я невыездная, у меня нет визы. Может быть, что-нибудь поближе?» - «Тогда сделай так, чтобы моя жена была как ангел». - «Так что ты про Боснию говорил-то?»

Как-то у нас жили мальчишки. И вот один из них писал на уроке изложение о рыбаке и золотой рыбке. Он написал так: «Жил-был старик-рыбак со старухой. Старуха ему говорит: «Пойди, налови рыбы». Он пошел, закинул невод, попалась ему золотая рыбка. Она ему говорит: «Дедушка, отпусти меня на волю». Он ответил: «Да плавай себе на здоровье, ничего мне от тебя не надо». Старик пришел домой, но старухе ничего не сказал».

Понимаете, какое блестящее, просто гениальное решение. Но самое главное до меня дошло потом, почему старик так отнесся к золотой рыбке. Он ведь нормальный человек. Ну, что с этой рыбки взять? Ее не зажаришь, ухи из нее не сваришь. Какой от нее толк, от золотой рыбки? Да еще и убить за нее могут. Пусть лучше она себе плавает. Вот мудрость какая детская, понимаете? Между прочим, очень полезный детский совет.

«Ислам наступает, в Татарстане начинают жечь православные храмы». И еще: «Как Вы относитесь к смертной казни?» Ну, тем, что там начали жечь православные храмы, и самолет там разбился, Господь уже указывает, чтобы люди повоздержались.

А ислам – эта религия появилась в VI веке путем компиляции нескольких религий, и она родовая религия, происходит из рода Магомета. Но там как таковой религии-то и нет, нет учения о Боге, нет богословия. Есть Аллах, и больше ничего. А в отношении веры – ну, это кто как верует. Буддисты – это вообще атеисты. Поэтому, что касается веры, то тут у нас много всяких верований.

А вот поведение – это совсем другое. Как говорил Киреевский, «человек – это его вера». По поведению уже можно судить о человеке, конечно же. Но тут тоже все не так-то просто. Как-то 2 года я читал лекции, проводил беседы в Суриковском институте. Однажды ко мне подошел один татарин и сказал: «Мне говорил дед – встретишь христианина, поклонись ему, это твой старший брат». Вот такое было отношение у настоящих мусульман.

А вообще есть вера, и есть люди, и часто эти вещи путают, они переплетаются, некоторые этим прикрываются. И как к этому относиться? Господь же почему-то допустил это. Мне иногда задают вопрос: «Как Вы относитесь к пигмеям, к папуасам, к индусам?» Я говорю: «Вы знаете, я в своем приходе не могу разобраться, а уж до папуасов и пигмеев у меня руки совсем не доходят». И с мусульманами я непосредственно не общаюсь. И вообще такого учения о Боге, богословия, как у православных, нигде нет.

- А у католиков?

- Ну, раньше у православных и католиков была одна Церковь. Католики ведь были на всех 7-ми Вселенских соборах, принимали участие. Есть же и протестанты – христиане, и вообще столько уже наделано, что возникают сомнения, христианство ли это во всей его полноте?

Единственно правильное вероисповедование у православных. Собиралось 7 Вселенских соборов, в Православии есть и Символ веры, и уставы, и так далее. А католики – они же ведь не постятся, у них пост только 2 дня в году. Они вывозят престол на пляж и совершают там мессу, а для нас это очень странно.

Кстати, когда я рассказал об этом отцу Николаю, он вздрогнул и сказал таким смиренным тоном: «Ну, может, не стоило бы этого делать». Он не возмутился, не сказал: «Да что это такое?» Да, как-то все печально. «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья, в безверии состарится оно». Слова Лермонтова.

Да, конечно, нигде нет Символа веры, нигде нет такой красоты богослужения, как в Православии. Недаром богослужение в Константинополе произвело очень сильное впечатление на наших предков – русских послов, современников князя Владимира. Они говорили: «Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле. Мы не можем описать это, но одно только мы знаем точно, что Бог живет там среди людей».

Почему речь все время идет о богослужении, почему очень важно богослужение? Потому что оно дает полноту, понимаете? У нас иногда говорят: «Вот это не так, это не так». Я говорю: «Да, я согласен. Бывают люди без руки, без ноги, но зачем их добровольно отсекать? Если и это, и это отбросить, что же тогда получится? Если у нас не работает нога, мы же себе ее не отрезаем, мы все равно волочим ее за собой. Поэтому, даже если что-то иногда нами выполняется не так, как подобает, все равно не нужно это отменять.

Кстати, митрополит Филарет говорил: «Я отрицаю это разделение на существенные догматы и второстепенные мнения. Я полагаю, что оно противно духу учения всех отцов». То есть и голова, и туловище – они все-таки главные, тут ничего не скажешь. Ни то, ни другое жить друг без друга не могут. Человек может жить без руки, без ноги, без пальцев, без глаз, без ушей, но добровольно никто ничего отсекать не хочет.

Так же и в духовной жизни. Если что-то не исполняется, люди начинают роптать. Но ведь ребенок не сразу начинает ходить, и больной не сразу встает на ноги. В жизни человека вера как таковая может быть, но может не быть полноты жизни. Например, человек, который не молится, не знает, что такое молитва, пребывает в растерянности, он не знает, что можно обратиться за помощью к Богу, что можно помолиться о другом, близком человеке, у него нет этого навыка.

Кстати, большое значение имеют заклинательные молитвы, которые читаются при крещении. Как-то мне отец Дорофей говорил, что часто всякая нечисть привязывается к людям, над которыми или не были прочитаны заклинательные молитвы, или они читались небрежно, или крестные вели себя неподобающим образом. Поэтому я всегда говорю крестным: «Имейте в виду, на вас лежит большая ответственность. Если вы будете небрежно себя вести, то это может отразиться на детях».

Одна раба Божия крестилась уже во взрослом возрасте, но она при крещении не говорила: «Отрицаюсь…» и после крещения не читала заклинательные молитвы. Так вот, ее буквально замучила нечистая сила. Поэтому этот вопрос очень серьезный. Очень хорошо, что сейчас стали проводить огласительные беседы перед крещением, это очень правильно. 

- Один батюшка говорил: «Я освятил дом, а он на второй день сгорел. Лучше бы я его не освящал».

- Насчет освящения домов я скажу такую вещь. Дело в том, что дом сгорел не просто так. И вообще неизвестно, чей это дом. Один священник по благословению старца освящал дом, а хозяйка этого дома наяву видела нечистую силу. Он освятил дом, а она говорит: «Батюшка, а они вокруг дома стоят». Он оградил дом крестом. «А они по четырем углам остались». Священник еще раз оградил все крестом: «Еще один остался». Третий раз оградил – не осталось ни одного.

Поэтому, когда я освящаю жилище, я всегда на все четыре стороны трижды ограждаю крестом. Некоторые сейчас освящают машины, но ведь нужно же в машине вести себя, как следует, а некоторые курят в ней, ругаются. А что такое курение? Это ведь бесовское кадило.

Вы ведь знаете, что священник освящает кадило с такими словами: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». То есть, когда освящается кадило, призывается благодать Святаго Духа, а когда курят, то нечистая сила входит в человека, и уже бес кадит, призывая нечистую силу. В какой мере – это уже другой вопрос. У кого семь бесов, у кого – легион.

Одному человеку освятили машину, а он потом перевернулся на ней, правда, остался жив, но потом все время ругался. Как-то я подъехал на заправку, а он кроет там матом. Я ему говорю: «Ты что? Для чего тебе машину освящали?» Даже храм, если в нем происходит какое-то беззаконие, полагается освящать малым освящением, а уж тем более дом. Часто ко мне приходят: «Освятите мне дом». Я говорю: «Хорошо, а вы венчаны, брак ваш освящен?» Да, все это непросто.

Каково мое отношение к смертной казни? Раньше у нас было пожизненное заключение, люди трудились. Ну, мы-то все равно умрем, но насильственная смерть все-таки считается как бы некоторым искуплением. Поэтому как сказать, что такое смертная казнь…

В Ветхом завете довольно часто это было, ну, вы знаете, побивали камнями. Это смертная казнь была, конечно же. Но когда Спасителя спросили: «Побить ее камнями, то есть произвести смертную казнь?» - Он сказал: «Кто без греха, первый брось в нее камень». Поэтому этот вопрос непростой. Я думаю, что если Бог дал человеку жизнь, то, когда Он ее возьмет, тогда и возьмет.

Есть очень хорошее изречение, что юридические законы появляются тогда, когда перестают действовать законы духовные. Государство, в котором множество законов и инструкций, это государство, в котором народ развращен. А заключение – это изоляция человека, для того чтобы он не совершал грех: не воровал, не убивал, чтобы у него была возможность для покаяния.

Смертные казни бывают в назидание другим. Помните, что сказал Господь, когда упал Силоамский столп и убил восемнадцать человек? Он сказал: «Думаете, те грешнее были? Если не покаетесь, все так же погибнете». То есть иногда Господь давал смертную казнь для вразумления других. Раньше были публичные казни, для того чтобы другим было неповадно. И вообще славянское слово «наказание» означает «научение», то есть, чтобы как-то остановить, вразумить человека.

Известна история о том, что мать вымолила у Бога маленького тяжелобольного Кондратия Рылеева, хотя ей была открыта вся его жизнь и страшная кончина. А если бы он умер, то душа его младенцем пошла бы к Богу.

Как-то я приехал к отцу Николаю, а батюшка был уже при смерти. Я его скорее причастил и думаю, ну, слава Богу, успел причастить батюшку. Вышли мы с матушкой, сидим на улице, вдруг через несколько минут открывается дверь, и появляется батюшка. А я думал, что все, он уже кончается. Батюшка вышел, а матушка ему говорит: «Батюшка, Вам нужно отдыхать». - «Отдыхать, матушка, грех».

Да, старцы – они умилительные, от них исходит тишина и спокойствие. Как-то я, будучи еще молодым священником, прилег отдохнуть и сразу же отключился. Просыпаюсь – уже шестой час. Влетаю в храм, а там уже народ стоит. Я к батюшке, а он мне: «Не спеши, без нас не начнут», - спокойно так говорит. Я всегда вспоминаю об этом с таким умилением…

Только потом люди начинают понимать, что главное – это спокойствие духа. Один даниловец вспоминает об очень интересном разговоре, который            состоялся у него с врачом. Он спросил у доктора: «Что есть здоровье?» Тот ответил: «Вам любой врач скажет, что здоровье заключается в спокойствии души. А спокойствие души связано с духовным устроением». - «А выздоровление?» - «Это вопрос не простой и не праздный. Оно может быть связано с приемом лекарств, с хирургическим вмешательством, с сопротивляемостью организма, но главное – с духом».

Известны случаи полного выздоровления людей, которых доктора считали безнадежными. Когда не берется во внимание состояние духа человека, совершается очень серьезная ошибка. Не только многие сражения, но даже войны были проиграны, потому что не учитывался дух противника.

А Господь говорил: «Дух бодр, плоть же немощна». У старцев же дух всегда бодр. Как-то 3 года сподобился жить при нашей церкви отец Тихон, старенький батюшка. Бывало, придет, шлеп-шлеп-шлеп, ножками шаркает, встанет, принимает просфорочки. Придешь, а он из вот такого мешка просфор навынимал частиц. Удивляешься, когда он все это сделал. У него время другое, что ли?

Я сам уже в таком возрасте. Мне говорят: «Батюшка, неважно, когда Вы начнете службу, Вы все равно закончите вовремя». И на самом деле, вроде и проповедь говоришь, а все равно заканчиваешь одинаково. Это все приходит с годами, да. Господь покрывает немощь немощных.

- Поблагодарим батюшку, дорогие.

- Простите, если что не так.

«Достойно есть…»


     Отдел взаимодействия

     Социальное служение

     Образование

     Миссионерская работа

     Молодежная работа


ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

 >> В архив новостей <<

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Сайт Московской епархии

Центральное и Южное викариатства города Москвы

Москворецкое


благочиние
___________________

Поиск


| Вход